18.09.2023
Добрый день. Как научить ребёнка сдерживать эмоции (не реветь), когда
обижают сверстники, когда проигрывает в игре... Заранее спасибо.
- Добрый день! Благодарю вас за вопрос. Думаю,
многих родителей интересует тема эмоционального развития ребёнка.
Некоторые дети темпераментны, эмоциональны от
природы, и поделать с этим что-то сложно: такова их нервная система, и это не
патология. Поводом для тревоги служат длительные или слишком яркие негативные
состояния (истерики, страхи, резкие перепады настроения).
Эмоции нужно принимать…
Относитесь с пониманием к чувствам ребёнка и не
обесценивайте их. Пусть он не слышит от вас таких фраз: «Нечего тут бояться»,
«Мальчики не плачут», «Это ерунда, успокойся». Этими высказываниями мы как
будто отнимаем у ребёнка право испытывать эмоции. А если их подавлять, то
эмоции становятся неуправляемыми, вызывают стыд и приводят к лишней нагрузке на
нервную систему. Очень важно говорить ребёнку, что он имеет право испытывать
самые разные эмоции. А вот, например, ударить кого-то он не имеет никакого
права.
… различать и выражать словесно…
Помогайте ребёнку выражать свои чувства, причём
вербально. Анализируйте их вместе: «Ты злишься, тебе обидно, потому что…»
Важно, чтобы малыш осознавал, что с ним происходит, почему он испытывает
какие-либо эмоции. Когда чувство как-то характеризуется вслух, оно уже отчасти
контролируется. Следующим шагом уже можно что-либо предпринять.
Давайте детям возможность выплёскивать эмоции,
радоваться и грустить без родительских замечаний. Можно даже оборудовать
какой-то уголок, где ребёнок сможет выражать свою злость или бурную радость,
прыгать и бегать, рвать бумагу и так далее. Действеннее всего дать детям
какую-то физическую активность, поиграть с ними на улице, чтобы буря эмоций,
которую они переживают, прошла безболезненно и для них, и для окружающих.
Для многих детей отдушиной и возможностью
притупить агрессию становятся компьютерные игры-стрелялки. Психологи не
советуют использовать их как способ выплеснуть эмоции, если речь идёт о детях
5−6 лет (и даже 12): они пока не способны до конца понять разницу между игрой и
реальностью, и агрессия не прорабатывается, а усиливается.
… анализировать
Ребёнок опечален? Не говорите ему: «Не грусти»,
ведь ему уже грустно. Лучше всего отвлечь его, поиграть с ним и обязательно
проговорить, что чувство, которое он переживает, пройдёт со временем. Мы даём
ему важный совет: нужно уметь переключаться, а не зацикливаться и терзать себя.
А ещё — принимать активные шаги для изменения ситуации.
К 5−6 годам у ребёнка уже начинают формироваться
зачатки способности к самоконтролю, а это основа умения управлять собой и
своими эмоциями. Развивать его относительно просто: для этого есть игры. Можно
использовать настольные игры с правилами. Если ребёнок им не подчиняется, то не
сможет выиграть или даже будет исключён из игры.
Прекрасно подойдут и сюжетно-ролевые игры. Когда
ребёнок делает то, что предписано игрой, например, изображает часового, который
не должен двигаться, он испытывает двойственные чувства. С одной стороны, ему
хочется веселиться, а надо стоять молча; с другой, он справляется со своей
ролью, а это приносит чувство глубокого удовлетворения. Так, играя, ребёнок
учится самоконтролю.
Есть и специальные игры, формирующие
произвольность у детей, например «Светофор»: у ведущего есть три цветные
таблички. Когда он показывает зелёную, можно прыгать и кричать, жёлтую — нужно
превратиться в мышку, красную — замереть.
Как ребёнок может помочь себе сам
Лет с 5−6 можно обучать ребёнка определённым
упражнениям на напряжение и расслабление, способам релаксации, которые позволят
ему держать себя в руках в моменты сильных переживаний и не поддаваться
эмоциям. Дыхательная гимнастика, самомассаж, и даже игра воображения. Например,
если ребёнок очень волнуется перед публичным выступлением, он может вообразить
себя королём, а зрителей — подданными, и это поможет ему немного успокоиться.
Каждое эмоциональное состояние нужно признать,
осознать его причины и дальше пробовать справиться с ним, сделать из этого
определённые выводы на будущее.
С уважением, педагог-психолог, Белоусова Елена
Владимировна.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.11.2023
Дата обновления: 08.11.2023
Дата публикации: 18.09.2023