Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35 «Теремок» комбинированного вида» ПРИНЯТО: Педагогическим советом БМАДОУ «Детский сад № 35» Протокол от «15» января 2021 г. № 4 УТВЕРЖДАЮ: Заведующий БМАДОУ «Детский сад № 35» А.В. Константинова Приказ от «15» января 2021 г. № 11 ПОЛОЖЕНИЕ о проведении педагогической диагностики (оценки индивидуального развития воспитанников) и психологической диагностики (новая редакция) г. Березовский 2021 1. Основные понятия. Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования при реализации образовательной программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Под педагогической диагностикой понимается такая оценка развития детей, которая необходима педагогу, непосредственно работающему с детьми, для получения «обратной связи» в процессе взаимодействия с ребенком или с группой детей. При этом согласно требованиям ФГОС ДО такая оценка индивидуального развития детей, прежде всего, является профессиональным инструментом педагога, которым он может воспользоваться при необходимости получения им информации об уровне актуального развития ребенка или о динамике такого развития по мере реализации Программы. Психологическая диагностика - выявление и изучение индивидуально психологических особенностей детей. Данную диагностику проводит квалифицированный специалист (педагог-психолог) и допускается её проведение только с согласия родителей (законных представителей). 2. Общие положения 2.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи, организацию проведения, контроль и отчетность педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста), а также психологической диагностики в Березовском муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 35 «Теремок» комбинированного вида» (далее – ДОО). 2.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с: – Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; – Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 01.01. 2014 (приказ Министра образования и науки РФ от 17.10 2013, зарегистрирован в Минюсте 14.11.2013 регистрационный № 30384); – Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"; – Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; – Образовательными программами БМАДОУ «Детский сад № 35». 2.3. Настоящее Положение принимается Педагогическим советом и утверждается приказом заведующего ДОО. Изменения и дополнения в Положение принимаются на Педагогическом совете и утверждаются приказом заведующего ДОО. 2.4. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового. 3. Цель и задачи педагогической диагностики. 3.1. Цель педагогической диагностики (оценки индивидуального развития воспитанников) – выявление результативности образовательного процесса как основы педагогического планирования и проектирования условий, необходимых для создания социальной ситуации развития воспитанников. 3.2. Задачи: В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования результаты педагогической диагностики (оценки индивидуального развития воспитанника) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: – индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); – оптимизации работы с группой детей. 4. Цель и задачи психологической диагностики. 4.1. Цель психологической диагностики - выявления проблем в развитии воспитанников и определения путей для их разрешения. 4.2. Задачи: В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач: – психологического сопровождения; – проведения квалифицированной коррекции развития детей. 5. Организация проведения педагогической диагностики. 5.1. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития воспитанников) проводится всеми педагогическими работниками ДОО (кроме педагогапсихолога). 5.2. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития воспитанников) осуществляется на основе образовательных программ БМАДОУ «Детский сад № 35» и локальных актов ДОО. 5.3. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития воспитанников) осуществляется в течение времени пребывания ребенка в ДОО (с 07.30 до 18.00, исключая время, отведенное на дневной сон). 5.4. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития воспитанников) осуществляется педагогическими работниками ДОО во всех возрастных группах 2 раза в год – в начале и в конце учебного года (сентябрь, май). В первом случае, она помогает выявить актуальный уровень деятельности, а во втором – наличие динамики ее развития. 5.5. Воспитателями всех возрастных групп также ведутся карты развития ребенка, данные развития воспитанников вносятся ежеквартально. Выводы по развитию воспитанников фиксируются 1 раз в год. 5.6. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития воспитанников) осуществляется через наблюдение, беседы, продукты детской деятельности, специальные диагностические ситуации. 5.7. Результаты педагогической диагностики (оценки индивидуального развития воспитанников) заносятся в итоговые таблицы в электронном виде. 5.8. По результатам Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития воспитанников) педагогическими работниками ДОО составляется план индивидуальной работы с воспитанниками, требующими дополнительного внимания. 5.9. Особенности проведения педагогической диагностики учителем – логопедом: – Педагогическая диагностика учителя-логопеда осуществляется 2 раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое. – Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего срезового обследования воспитанников, обследование воспитанников по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников, педагогических работников, углубленное обследование воспитанников, имеющих нарушения устной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус воспитанника. – Итоги педагогической диагностики учителя-логопеда вносятся в речевую карту воспитанника, имеющего нарушения устной речи и получающих логопедическую помощь, а также в индивидуальную карту учета динамики развития воспитанника. – По итогам педагогической диагностики учитель-логопед составляет рекомендации педагогам и родителям по дальнейшей коррекционноразвивающей работе и созданию условий для развития воспитанника, вносит изменения в индивидуальный образовательный маршрут. – По запросу педагогических работников ДОО возможна организация внеплановых диагностических мер в отношении воспитанников, демонстрирующих признаки нарушения устной речи. – Педагогическую диагностику учитель-логопед проводит с согласия родителей (законных представителей). 5.10. Особенности проведения педагогической диагностики учителем – дефектологом: – Педагогическая диагностика учителя-дефектолога осуществляется 2 раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое. – Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего дефектологического обследования воспитанников, имеющих в заключениях ПМПК или ППк рекомендации коррекционных занятий с учителем - дефектологом. – Итоги педагогической диагностики учителя-дефектолога вносятся в карту дефектологического обследования воспитанника, а также в индивидуальную карту учета динамики развития воспитанника. – По итогам педагогической диагностики учитель-дефектолог составляет рекомендации педагогам и родителям по дальнейшей коррекционноразвивающей работе и созданию условий для развития воспитанника, вносит изменения в индивидуальный образовательный маршрут. – По запросу педагогических работников ДОО возможна организация внеплановых диагностических мер в отношении воспитанников, демонстрирующих признаки нарушения познавательного развития. – Педагогическую диагностику учитель-логопед проводит с согласия родителей (законных представителей). 5.11. Результаты педагогической диагностики (оценки индивидуального развития воспитанников) предоставляется педагогами ДОО старшему воспитателю в форме аналитической справки ежегодно в мае. 5.12. В конце учебного года старшим воспитателем проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа определяются цели и задачи планирования педагогической деятельности на следующий учебный год и зачитываются на итоговом Педагогическом совете. 6. Организация проведения психологической диагностики 6.1. Психологическую диагностику проводит педагог-психолог. 6.2. В своей деятельности педагог-психолог использует обширный диагностический материал, с помощью которого определяется уровень психического развития ребенка, соответствие его возрастным нормам. В своей работе при проведении психологической диагностики педагог-психолог использует стандартизированные, валидные методики, позволяющие изучить не только особенного самого ребенка, но и влияющие на него условия. 6.3. Психологическая диагностика в ДОО проводиться по следующему плану: – Психологическая диагностика воспитанников с ОВЗ проводится 2 раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое. Педагогомпсихологом диагностируются компоненты личностной, эмоционально волевой, мотивационно-потребностной сфер психики воспитанника. – В марте проводится психодиагностическое обследование воспитанников старших групп по направлению готовности к школьному обучению. – В октябре и апреле проводится психодиагностическое обследование воспитанников подготовительных к школе групп по соответствующему направлению. – В течение всего учебного года по запросу родителей (законных представителей), педагогов, а также органов исполнительной и судебной власти может проводиться индивидуальное психодиагностическое обследование воспитанников. – В течение всего учебного года по запросу воспитателей и с согласия родителей может проводиться групповое психодиагностическое обследование воспитанников. 6.4. При проведении психологической диагностики воспитанника, полученные результаты фиксируются в протоколе или карте психодиагностического обследования, заполнение которой происходит непосредственно в процессе данного вида деятельности, а также в индивидуальной карте учета динамики развития воспитанника. 6.5. После проведенной психологической диагностики на беседу по результатам обследования приглашаются родители (законные представители) воспитанников. В процессе беседы выясняются анамнестические данные (особенности перинатального и постнатального развития ребенка, его эмоциональные, личностные и поведенческие особенности по наблюдению родителей), особенности семейных отношений. Также педагогом-психологом оглашаются результаты психодиагностического обследования. 6.6. По результатам групповой психологической диагностики пишется аналитическая справка, в которой в общей форме с целью сохранения конфиденциальности описываются полученные результаты. В конце аналитической справки даются общие рекомендации педагогам и другим участникам образовательного процесса по взаимодействию с воспитанниками. 6.7. По результатам индивидуального психодиагностического обследования ребенка пишется психологическое заключение. 6.8. Все полученные результаты имеют статус конфиденциальности. Результаты психологической диагностики учитываются педагогом-психологом при организации групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками. 7. Ответственность 7.1. Педагогические работники ДОО, осуществляющие педагогическую диагностику (оценку индивидуального развития воспитанников) и психологическую диагностику несут ответственность за: – – – – – качественную подготовку и проведение педагогической диагностики (оценки индивидуального развития) и психологической диагностики; достоверность излагаемых фактов, представленных в документах по итогам педагогической диагностики (оценки индивидуального развития) и психологической диагностики; обоснованность выводов по результатам педагогической диагностики (оценки индивидуального развития) и психологической диагностики; соблюдение конфиденциальности; срыв сроков проведения диагностических мероприятий. 8. Контроль 8.1. Контроль за проведением педагогической диагностики (оценки индивидуального развития воспитанников) и психологической диагностики осуществляет методист и старший воспитатель посредством следующих форм: – проведение ежедневного текущего контроля; – организация тематического контроля; – проведение оперативного контроля; – посещение занятий, режимных моментов и других видов деятельности; – проверка документации. 9.1. 9.2. 9.3. 9.4. 9.5. 9.6. 9. Документация Во время нахождения воспитанников в ДОО материалы педагогической диагностики (оценки индивидуального развития воспитанников) и психологической диагностики, пособия для определения уровня индивидуального развития воспитанников хранятся у педагогических работников ДОО. Обновляются по мере необходимости. При выпуске воспитанников из ДОО материалы педагогической диагностики сдаются в архив и хранятся 5 лет. Аналитические справки педагогических работников ДОО по результатам педагогической диагностики (оценки индивидуального развития воспитанников) хранятся в методическом кабинете (на бумажном носителе) 5 лет. Итоговые таблицы педагогической диагностики (электронный вид) хранятся в методическом кабинете 5 лет. Аналитические справки и психологические заключения педагога-психолога хранятся в методическом кабинете 5 лет. Результаты педагогических наблюдений всех воспитателей и специалистов оформляются в итоговую аналитическую справку, которая хранится в методическом кабинете 5 лет. Подписано цифровой подписью: КОНСТАНТИНОВА АЛЕВТИНА ВИКТОРОВНА DN: cn=КОНСТАНТИНОВА АЛЕВТИНА ВИКТОРОВНА, o=БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 35 "ТЕРЕМОК" КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА", ou=ЗАВЕДУЮЩИЙ , email=bgo_dou35@mail.ru, c=RU Дата: 2021.08.25 12:56:55 +05'00'