Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

ДООП естественнонаучной направленности Ментальная арифметика (для детей 5-6 лет)

Содержание
1. Пояснительная записка:
- нормативно – правовые основания разработки программы;
- сведения о программе;
- характеристика программы (ее значимости);
- направленность программы;
- адресат программы;
- срок реализации программы;
- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом;
- режим занятий;
- формы обучения и виды занятий;
- цель и задачи программы.
2. Содержание программы
3. Планируемые результаты
4. Организационно-педагогические условия программы:
- материально-техническое обеспечение;
- информационное обеспечение (печатное и электронное);
- кадровое обеспечение.
5. Оценочные материалы
6. Методические материалы
7. Приложение 1 – Учебный план
8. Приложение 2 – Календарный учебный график
9. Приложение 3 – Рабочая программа

3
3
3
4
4
4
4
4
4
5
5
5
15
15
15
16
16
18
19
20
21
22

1. Пояснительная записка
Нормативно – правовые основания разработки программы
Нормативно – правовые основания разработки программы Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
«Ментальная арифметика» разработана в соответствии с:
 Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»,
 распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей»,
 приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»,
 постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»,
 приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования»,
 приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. №
613н «Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»,
 Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами дошкольной
образовательной организации.
Сведения о программе
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
естественнонаучной направленности «Ментальная арифметика» составлена с учетом
дополнительной общеразвивающей программы «Ментальная арифметика. Уровень
начальный» к.физ-мат-н. Балтиковой Анастасии Александровны для детей старшего
школьного возраста и на основе учебных пособий «The Soroban / Abacus Handbook is ©
2001-2003 by David Bernazzani Rev 1.0 - March 9, 2003».
Характеристика программы (ее значимости)
Известно, что изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше
мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым
полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным,
становится простым и понятным.
Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие
головного мозга происходит у детей 4–10 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте,
быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут
оказать значительное влияние на успешное будущее ребенка. Таким образом, ментальная
арифметика способствует развитию: межполушарного взаимодействия, навыков быстрого
счета и наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала;
уверенности в собственных силах; способности концентрировать внимание,
сосредотачиваться, фотографической памяти, способности самостоятельно принимать
решения.
Данные качества получают развитие, благодаря грамотным тренировкам
арифметических вычислений на абакусе и в воображении (так называемый ментальный
счет). Быстрый счет происходит благодаря мысленным манипуляциям с воображаемыми

бусинами абакуса. Так как технология ментальной арифметики включает в себя
воображение счетов и соотнесение образной комбинации бусин с числовой записью
чисел, то можно утверждать о совместном развитии правого полушария головного мозга и
левого, что приводит к гармоничному развитию личности ребенка и эффективному
развитию его интеллектуальных способностей.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
естественнонаучной направленности «Ментальная арифметика» - подразумевает
использование китайских счетов «абакуса», с помощью которого возможно решать
арифметические задачи любой сложности и основана на применении уникальной
методики гармоничного развития умственных и творческих способностей детей, которая
содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала
ребенка.
Направленность программы
Направленность программы: естественнонаучная
Адресат программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
естественнонаучной направленности «Ментальная арифметика» рассчитана на детей 5-6
лет. К освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования.
Категория состояния здоровья лиц, которые могут быть зачислены на обучение: без
ОВЗ.
Наполняемость группы
Состав одного объединения от 5 до 8 человек.
Срок реализации программы
Срок освоения программы – 9 месяцев (1 учебный год).
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы составляет 72 часа, из них:
 1 год обучения - 72 учебных часа.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут, во второй половине дня.
Формы обучения
Обучение по программе осуществляется в очной форме. Форма организации
занятий - групповая.
Виды занятий:
- теоретические;
- практические.

Цель и задачи программы
Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, а
также возможностей восприятия и обработки информации, через использование методики
устного счета.
Основные задачи:
1) Развить практические навыки логического мышления обучающихся посредством
задействования совместной работы левого и правого полушарий головного мозга;
2) Сформировать у обучающихся теоретические знания в области ментальной
арифметики;
3) Улучшить зрительную, слуховую и фотографическую память, логики.
4) Повысить способности к концентрации и внимательность;
5) Развить творческий потенциал обучающегося, исходя из е г о природных
способностей;
6) Повысить общий интеллектуальный уровень обучающегося, в том числе интерес
к точным наукам- арифметике и математике.
7) Развить у обучающихся практические навыки: работы на абакусе, фокусировки
внимания при счете (воздействия аудиальное и зрительное, примеры динамические и
статические); ментального счета с отвлекающими факторами.

№
п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

2. Содержание программы
Учебно-тематический план
Тема
Количество часов
Теория
Практика
Всего
Знакомство с ментальной арифметикой
0,5
0,5
1
Знакомство с числами 0 и 1
1
1
Знакомство с числом 2
1
1
Знакомство с числом 3
1
1
Знакомство с числом 4
1
1
Знакомство с числом 5
1
1
Знакомство с числом 6
1
1
Знакомство с числом 7
1
1
Знакомство с числом 8
1
1
Знакомство с числом 9
1
1
Простая арифметика
1
1
Маленькие друзья. Формула +1=+5-4
1
1
Маленькие друзья. Формула +2=+5-3
1
1
Маленькие друзья. Формула +3=+5-2
1
1
Маленькие друзья. Формула +4=+5-1.
2
2
Закрепление формул на «+»
Формула -1=+4-5
1
1
Формула -2=+3-5
1
1
Формулы -3=+2-5 и -4=+1-5
1
1
Формулы в пятерке на вычитание
1
1
Русские счеты
1
1
Закрепление формул в 5
1
1
Автоматизация формул в 5
1
1
Понятие двузначного числа
1
1
Круглые двузначные числа
1
1
Круглые двузначные числа на скорость
1
1
Зеркальные» двузначные числа
1
1

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.

Автоматизация вычисления примеров с
двузначными и однозначными числами
Большие друзья. Формула +9=-1+10
Формула +8=-2+10
Формула +7=-3+10
Формула +6=-4+10
Формула +5=-5+10
Формула +4=-6+10
Формула +3=-7+10
Формула +2=-8+10
Формула +1=-9+10. Ментальный счет
Автоматизация формул в десяточке на
сложение
Двузначные числа в выражениях
Формула -9=-10+1
Формула -8=-10+2
Формула -7=-10+3
Формула -6=-10+4. Аттестация на уровень
PRE-12 1 1
Формула -5=-10+5
Формула -4=-10+6
Формула -3=-10+7
Формула -2=-10+8
Формула -1=-10+9
Закрепление формул в 10 на минус
Закрепление формул в 10
Аттестация 12 уровень
Смешанные формулы +9=+4-5+10
Формула +8=+3-5+10
Формула +7=+2-5+10
Формула +6=+1-5+10
Смешанные формулы на сложение.
Автоматизация
Формула -9=-10+5-4
Формула -8=-10+5-3
Формула -7=-10+5-2
Формула -6=-10+5-1
Закрепление смешанных формул на минус
Решение во всех формулах
Аттестация на 11 уровень
Закрепление всех формул
ИТОГО

№ Название темы
п\п
1) Знакомство с
ментальной
арифметикой

Содержание
занятий
Понятие абакуса.
Правила работы с
ним. Постановка
рук.
Знакомство с

0.5
Материалы

2

2

2
1
1
2
2
1
1
2
2
1

2
1
1
2
2
1
1
2
2
1

2
1
1
1
1

2
1
1
1
1

1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
71.5

1
1
1
1
1
1
1
1
72

Форма
контроля
Демонстрационный Педагогическое
абакус, карточки 1- наблюдение,
4, пластилин,
беседа
мягкая игрушка.
Правила для

2)

Знакомство с
цифрами 0 и 1

цифрами (н.ч.
абака).
История абакуса.
Числа и цифры 1-4

3)

Знакомство с
числом 2

Отработка практики
на абакусе.

4)

Знакомство с
числом 3

Простое сложение и
вычитание единиц.

5)

Знакомство с
числом 4

Работа двумя
руками на счетах.
Комбинации чисел.

6)

Знакомство с
числом 5

Решение примеров
на «+» и «-».
Комбинации на
скорость

7)

Знакомство с
числом 6

Отработка навыка.
Решение примеров
по формуле

8)

Знакомство с
числом 7

Отработка навыка.
Решение примеров
по формуле

9)

Знакомство с
числом 8

Отработка навыка.
Решение примеров
по формуле

10) Знакомство с
числом 9

Отработка навыка.
Решение примеров
по формуле

11) Простая арифметика

Однозначные цифры
– комбинации,
сопоставление с
написанным числом.

родителей
Демонстрационный
абакус, карточки 14, цветные
карандаши,
пластилин, мягкая
игрушка
Демонстрационный
абакус, карточки 14, цветные
карандаши,
пластилин, мягкая
игрушка
Демонстрационный
абакус, карточки 14, цветные
карандаши,
пластилин, мягкая
игрушка
Демонстрационный
абакус, карточки 14, цветные
карандаши,
пластилин, мягкая
игрушка
Демонстрационный
абакус, карточки 15, цветные
карандаши,
мягкая игрушка
Демонстрационный
абакус, карточки 16, цветные
карандаши, мячик
Демонстрационный
абакус, карточки 17, цветные
карандаши, мячик
Демонстрационный
абакус, карточки 18, цветные
карандаши, мячик
Демонстрационный
абакус, карточки 19, цветные
карандаши,
мячик
Демонстрационный
абакус, карточки 19, цветные
карандаши,

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа

мячик
Демонстрационный
абакус, формула на
А4 (+1), цветные
карандаши, мячик
Отработка навыка.
Демонстрационный
13) Маленькие друзья.
Формула +2=+5-3
Решение примеров
абакус, формула на
по формуле
А4 (+1, +2)
цветные
карандаши, мячик
Отработка навыка.
Демонстрационный
14) Маленькие друзья.
Формула +3=+5-2
Решение примеров
абакус, формула на
по формуле
А4 (+1, +2, +3)
цветные
карандаши, мячик
Отработка навыка.
Демонстрационный
15) Маленькие друзья.
Формула +4=+5-1.
Решение примеров
абакус, формула на
Закрепление формул по формуле.
А4 (+1, +2, +3, +4)
на «+»
Закрепление
цветные
карандаши, мячик
Отработка навыка.
Демонстрационный
16) Маленькие друзья.
Формула +4=+5-1.
Решение примеров
абакус, формула на
Закрепление
по формуле.
А4 (+1, +2, +3, +4)
формулы +4=+5-1
Закрепление
цветные
карандаши, мячик
Формула
-1=+4-5
Решение
примеров
в
Демонстрационный
17)
рабочей тетради А
абакус, формула на
12-1
А4 (+1, +2, +3, +4)
цветные
карандаши, мячик
Решение примеров в Демонстрационный
18) Формула -2=+3-5»
рабочей тетради
абакус, формула на
А12-1
А4 (+1, +2, +3, +4, 1) цветные
карандаши, мячик
Демонстрационный
19) Формулы -3=+2-5 и Отработка
-4=+1-5
практического
абакус, формула на
навыка счета по
А4 (-1,-2) цветные
заданным формулам. карандаши, мячик
Решение примеров в
рабочей тетради
А12-1
Закрепление
Демонстрационный
20) Формулы в пятерке
на вычитание
практического
абакус, формула на
навыка счета по
А4 ( -1, -2, -3, -4)
формулам в
цветные
пятерочке на
карандаши, мячик,
вычитание
вырезанные
ладошки, музыка
«ладошки»
Аналитический счет Демонстрационный
21) Русские счеты
на русских счетах
абакус, 2 мяча,
12) Маленькие друзья.
Формула +1=+5-4

Арифметика
Отработка навыка.
Решение примеров
по формуле

Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,

22) Закрепление формул Закрепление
в5
практического
навыка счета по
всем формулам в
пятерочке
23) Автоматизация
формул в 5

24) Понятие
двузначного числа

Отработка
вычисления во всех
формулах в
пятерочке на
скорость
Тренажеры с 2значными числами.

25) Круглые двузначные Арифметика с 2числа
значными
слагаемыми,
оканчивающимися
на
нуль.
26) Круглые двузначные Отработка
числа на скорость
вычислений с 2значными круглыми
слагаемыми на
скорость
Вычисления
27) «Зеркальные»
двузначные числа
«зеркальных» чисел

лабиринты
Русские счеты,
демонстрационный
абакус, формула на
А4 ( -1, -2, -3, -4),
цветные
карандаши, 2 мяча
Русские счеты,
демонстрационный
абакус, цветные
карандаши, 2 мяча

беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа

Русские счеты,
демонстрационный
абакус, цветные
карандаши, 2 мяча
Русские счеты,
демонстрационный
абакус, поле для
игры «муха» 3х3 , 2
мяча

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

28) Автоматизация
вычисления
примеров с
двузначными и
однозначными
числами
29) Автоматизация
вычисления
примеров с
двузначными и
однозначными
числами
30) Большие друзья.
Формула +9=-1+10

Вычисление
примеров с 2значными и
однозначными
числами

Русские счеты,
демонстрационный
абакус, поле для
игры «муха» 3х3 , 2
мяча
Русские счеты,
демонстрационный
абакус, поле для
игры «муха» 3х3 , 2
мяча
Русские счеты,
демонстрационный
абакус, поле и
фишки для игры «2
мухи» 3х3 , 2 мяча

Вычисление
примеров с 2значными и
однозначными
числами

Русские счеты,
демонстрационный
абакус, поле и
фишки для игры «2
мухи» 3х3 , 2 мяча,

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Отработка
практического
навыка счета по
заданной формуле.

Педагогическое
наблюдение,
беседа

31) Большие друзья.
Формула +9=-1+10.

Отработка
практического

Демонстрационный
абакус, формулы в
десяточке на А4
(+9), 2 мяча, поле и
фишки для игры «2
мухи»
Демонстрационный
абакус, А 12-2,

Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,

Закрепление

навыка счета по
заданной формуле.

32) Формула +8=-2+10

Отработка
практического
навыка счета по
заданной формуле.

33) Формула +7=-3+10

Отработка
практического
навыка счета по
заданной формуле

34) Формула +6=-4+10

Отработка
практического
навыка счета по
заданной формуле
Отработка
практического
навыка счета по
заданной формуле

35) Формула +6=-4+10.
Закрепление

36) Формула +5=-5+10

Отработка
практического
навыка счета по
заданной формуле

37) Формула +5=-5+10.
Закрепление

Отработка
практического
навыка счета по
заданной формуле

38) Формула +4=-6+10

Отработка
практического
навыка счета по
заданной формуле

39) Формула +3=-7+10

Отработка
практического
навыка счета по

формулы в
десяточке на А4
(+9), 2 мяча,
цветные
карандаши, поле и
фишки для игры «2
мухи»
Демонстрационный
абакус, формулы в
десяточке на А4
(+9, +8), маленькие
мячи для
жонглирования,
поле и фишки для
игры «2 мухи»
Демонстрационный
абакус, формулы в
десяточке на А4
(+9, +8, +7), поле и
фишки для игры «2
мухи»
Демонстрационный
абакус, формулы в
десяточке на А4
(+9, +8, +7, +6)
Демонстрационный
абакус, формулы в
десяточке на А4
(+9, +8, +7, +6),
каждому по 2
мячика, поле и
фишки для игры «2
мухи»
Демонстрационный
абакус, формулы в
10 на А4 (+9, +8,
+7, +6, +5), форму
и музыку для
ладошек , мяч
Демонстрационный
абакус, формулы в
10 на А4 (+9, +8,
+7, +6, +5), поле
для мухи 4х4, мяч
Демонстрационный
абакус, формулы в
10 на А4 (+9, +8,
+7, +6, +5), поле
для мухи 4х4, мяч
Демонстрационный
абакус, формулы в
10 на А4 (+9, +8,

беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа

заданной формуле
40) Формула +2=-8+10

Отработка
практического
навыка счета по
заданной формуле

41) Формула +2=-8+10.
Закрепление

Отработка
практического
навыка счета по
заданной формуле

42) Формула +1=-9+10.
Ментальный счет

Отработка
практического
навыка счета по
заданной
формуле. Введение в
ментальный счет
Отработка
практического
навыка счета по
заданной
формуле. Введение в
ментальный счет
Тренажер 6-100.
Комбинации двумя
руками. Арифметика
на все формулы в
десяточке на
сложение.
Аудиальный
диктант.
Арифметика с
«малыми и
большими
друзьями».
Аудиальный
диктант.
Арифметика с
«малыми и
большими
друзьями».
Ментальный счет
статический
визуальный,
аудиальный.

43) Формула +1=-9+10.
Закрепление

44) Автоматизация
формул в десяточке
на сложение

45) Двузначные числа в
выражениях.
Введение.

46) Двузначные числа в
выражениях.
Практика

47) Формула -9=-10+1

48) Формула -8=-10+2

Отработка навыка
счета на абакусе в

+7, +6, +5, +4, +3),
мяч
Демонстрационный
абакус, формулы в
10 на А4 (+9, +8,
+7, +6, +5, +4, +3,
+2), мяч
Демонстрационный
абакус, , формулы
в 10 на А4 (+9, +8,
+7, +6, +5, +4, +3,
+2), поле для мухи
4х4, мяч
Демонстрационный
абакус, формулы в
10 на А4 (+4, +3,
+2, +1), мяч
Демонстрационный
абакус, формулы в
10 на А4 (+4, +3,
+2, +1), мяч, поле
для мухи 4х4 с
пауком.
Демонстрационный
абакус, 2 мяча,
музыка и
ладошки для игры

Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Демонстрационный Педагогическое
абакус, 3 мяча,
наблюдение,
цветные
беседа
карандаши
Демонстрационный Педагогическое
абакус, 3 мяча,
наблюдение,
цветные
беседа
карандаши
Демонстрационный
абакус, 3 мяча,
цветные
карандаши,
лабиринты,
распечатанная
формула (-9)
Демонстрационный
абакус, 3 мяча,

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,

новой формуле

49) Формула -7=-10+3

Отработка навыка
счета на абакусе

50) Формула -6=-10+4.
Аттестация на
уровень PRE-12

Отработка примеров
в смешанных
формулах на минус.
Аттестация на
уровень pre-12

51) Формула -5=-10+5

Отработка примеров
в смешанных
формулах на минус

52) Формула -4=-10+6

Отработка примеров
в смешанных
формулах на минус

53) Формула -3=-10+7

Отработка примеров
в смешанных
формулах на минус.

54) Формула -3=-10+7.
Закрепление

Отработка примеров
в смешанных
формулах на минус.

55) Формула -2=-10+8

Отработка примеров
в смешанных
формулах на минус

цветные
карандаши,
лабиринты,
распечатанные
формулы (-9, -8)
Демонстрационный
абакус, 3 мяча,
цветные
карандаши,
распечатанные
формулы (-9, -8, -7)
Демонстрационный
абакус, 3 мяча,
цветные
карандаши,
распечатанные
формулы (-9, -8,-7 6)
Демонстрационный
абакус, А 12-2, 3
мяча, цветные
карандаши,
распечатанные
формулы (-9, -8,-7 6, -5)
Демонстрационный
абакус, 3 мяча,
цветные
карандаши,
распечатанные
формулы (-9, -8,-7 6, -5, -4)
Демонстрационный
абакус, 3 мяча,
цветные
карандаши,
распечатанные
формулы (-6, -5, -4,
-3)
Демонстрационный
абакус, 3 мяча,
цветные
карандаши, ,
распечатанные
формулы (-6, -5, -4,
-3)
Демонстрационный
абакус, 3 мяча,
цветные
карандаши,
таблица Шульте
5х5, распечатанные

беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

формулы (-6, -5, -4,
-3, -2)
Отработка примеров Демонстрационный
56) Формула -1=-10+9
в смешанных
абакус, 2 мяча,
формулах на минус. цветные
карандаши,
таблица Шульте
5х5, распечатанные
формулы (-6, -5, -4,
-3, -2, -1)
Демонстрационный
57) Закрепление формул Отработка
в 10 на минус
практических
абакус, онлайннавыков. Развитие
платформа, А 12-2,
памяти – зрительной М 12-11, 2 мяча,
и аудиальной.
цветные
карандаши,
таблица Шульте
5х5, распечатанные
формулы (-6, -5, -4,
-3, -2, -1)
58) Закрепление формул Отработка примеров АВ11, М 12-11,
в 10
в смешанных
демонстрационный
формулах на минус
абакус, мяч,
цветные карандаши
Практическая
В11, М 12-11,
59) Аттестация 12
уровень
работа. Отработка во демонстрационный
всех формулах 1 D
абакус, мяч
60) Смешанные
формулы +9=+45+10

Вычисление в
смешанных
формулах

61) Формула +8=+35+10

Вычисление в
смешанных
формулах

62) Формула +7=+25+10

Вычисление в
смешанных
формулах

63) Формула +6=+15+10

Вычисление в
смешанных
формулах

64) Смешанные

Вычисление в

В11, М 12-11,
демонстрационный
абакус, мячики для
жонглирования,
распечатанная
формула на +9.
В11, М 12-11,
демонстрационный
абакус, карточки
распечатанные
формулы на +9, +8.
В11, М 12-11,
демонстрационный
абакус,
распечатанные
формулы на
+9,+8,+7.
В11, М 12-11,
демонстрационный
абакус,
распечатанные
формулы на
+9,+8,+7,+6.
В11, М 12-11,

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое

формулы на
сложение.
Автоматизация

смешанных
формулах

65) Формула -9=-10+5-4

Вычисление в
смешанных
формулах

66) Формула -8=-10+5-3

Вычисление в
смешанных
формулах

67) Формула -7=-10+5-2

Вычисление в
смешанных
формулах

68) Формула -6=-10+5-1

Вычисление в
смешанных
формулах

69) Закрепление
смешанных формул
на минус

Вычисление в
смешанных
формулах

70) Решение во всех
формулах

Вычисление в
смешанных
формулах

71) Аттестация на 11
уровень

Аттестация.
Вычисление 2D во
всех формулах
Вычисление 2D во
всех формулах

72) Закрепление всех
формул

демонстрационный
абакус,
распечатанные
формулы на
+9,+8,+7,+6.
В11, М 12-11,
демонстрационный
абакус,
распечатанные
формулы на -9.
В11, М 12-11,
демонстрационный
абакус,
распечатанные
формулы на -9, -8.
В11, М 12-11,
демонстрационный
абакус,
распечатанные
формулы на -9, -8, 7.
В11, М 12-11,
демонстрационный
абакус,
распечатанные
формулы на -9, -8, 7, -6.
В11, М 12-11,
демонстрационный
абакус,
распечатанные
формулы на -9, -8, 7, -6, 3
разноцветных
мяча.
В11, М12-11, М 108,
демонстрационный
абакус, поле для
игры «муха» с 3
фишками.
AB11, М 10-8,
демонстрационный
абакус,
В11, М 10-8,
демонстрационный
абакус,

наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа

3. Планируемые результаты
После успешного завершения курса «Ментальная арифметика», обучающиеся
смогут:
 повысить эффективность обработки получаемой головным мозгом разносторонней
информации, используя возможности рабочей памяти;
 усовершенствовать навыки устного счета и логического мышления;
 повысить точность и скорость выполнения разнообразных поставленных задач;
 использовать полученные знания в личностном развитии.
У ребенка будут сформированы личностные результаты:
 познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
 готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и
навыки в образовательной деятельности и в повседневной жизни;
 способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи,
соотносить результат действия с поставленной целью;
Ребенок научится:
 принимать и сохранять поставленную задачу и активно включаться в деятельность,
направленную на её решение в сотрудничестве с педагогом и сверстниками;
 планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.
4. Организационно-педагогические условия программы
Материально - техническое обеспечение
Занятия по программе проводятся в групповой ячейке образовательной
организации. Материалы внутренней отделки групповой ячейки должны иметь матовую
поверхность светлых оттенков и быть устойчивыми к проведению уборки влажным
способом и обработки дезинфицирующими средствами. Мебель (столы и стулья) должна
соответствовать возрасту и росту воспитанников и иметь маркировку соответствующую
ростовой группе. Покрытие столов и стульев не должно иметь дефектов и повреждений и
быть выполненным из материалов, устойчивых к воздействию влаги, моющих и
дезинфицирующих средств.
Основное оборудование и технические средства, которые предполагается
использовать при проведении занятий по реализации Программы:
№
Наименование
Количество
п/п
Основное оборудование
1
Столы *, шт.
не менее 4
2
Стулья *, шт.
не менее 5-8
3
Шкаф для хранения материалов, шт.
1
Технические средства
5
Экран (переносной)**, шт.
1
6
Проектор (переносной)**, шт.
1
7
Магнитофон , шт.
1
Учебно-наглядные пособия
8
Учебные пособия: тетради, счеты, ментальные карты,
1
комплект на группу
* Мебель (столы и стулья) соответствует возрасту и росту воспитанников и имеет
маркировку соответствующую ростовой группе (в соответствии с СП).
**Экран и проектор переносные и необязательны для хранения в группе.

№
п/п

1.

2.

3.

4.

Информационное обеспечение
Наименование образовательного и
Количество
информационного ресурса
(автор, название, год издания)

Методические пособия
Дополнительная
общеразвивающая
программа
«Ментальная
арифметика.
Уровень начальный», возраст обучающихся:
5-6 лет, составитель программы: к.физ-мат-н.
Балтикова
Анастасия
Александровна,
г.Сургут, 2022 г.
Поурочное планирование по ментальной
арифметике BrainUp. Уровень базовый,
возраст 5-6 лет.
Рабочие тетради BrainUp для детей
школьного возраста. Уровень
начальный. А12-1, А 12-2, АВ11, М12-11, М
10-8: составитель к.физ-мат.н.
А.А. Балтикова
Способы раскрепостить ребенка и повысить
мотивацию. Гуманная педагогика
для успешности ребенка. Центр подготовки
преподавателей ментальной арифметики,
BrainUp, 2020 г.

Вид
образовательного и
информационного
ресурса
(печатный /
электронный)

1

электронный

1

электронный

1

электронный

1

электронный

Кадровое обеспечение
На должность педагога дополнительного образования принимается лицо, отвечающее
одному из указанных требований:
 имеющее среднее профессиональное образование
- программы подготовки
специалистов среднего звена или высшее образование – бакалавр, направленность
(профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной
общеобразовательной программы, осваиваемой воспитанниками, без предъявления
требований к стажу работы;
 дополнительное
профессиональное
образование
–
профессиональная
переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности
дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой воспитанниками,
без предъявления требований к стажу работы;
 при отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное
педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может
быть освоена после трудоустройства. Рекомендуется обучение по дополнительным
профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже
чем один раз в три года;
 обучающихся по образовательным программам высшего образования по
специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности
дополнительной общеобразовательной программы, и успешно прошедших
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.
Должностные обязанности: осуществляет дополнительное образование обучающихся,
воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их
разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав обучающихся,

воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и
принимает меры по сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение
срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и
методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической
целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая
информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные
занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и
психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных
информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся,
воспитанников. Участвует в разработке и реализации образовательных программ.
Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет
творческие способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию,
формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Организует
разные виды деятельности обучающихся, воспитанников, ориентируясь на их личности,
осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей.
Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе
исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет
связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные
события современности. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся,
воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями,
развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя
компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей
деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся,
воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии.
Организует участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в
работе педагогических, методических советов, объединений, других формах
методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных,
воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в
организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или
лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей
компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во
время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение
правил охраны труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской
Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие
образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную
педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и
потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности;
методику поиска и поддержки одаренных детей; содержание учебной программы,
методику и организацию дополнительного образования детей по художественноэстетической деятельности; методы развития мастерства; современные педагогические
технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации
компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции,
установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их
родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики
причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии
педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми
редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами,
мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка
образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

5. Оценочные материалы
Отслеживание результативности освоения программы:
Освоение обучающимися программы проверяется педагогом в процессе
наблюдения за коллективной и индивидуальной деятельностью детей на занятиях, анализа
самостоятельных работ. Для проверки освоения детьми каждой темы программы
разработаны проверочные работы.
Мониторинг освоения детьми программы по ментальной арифметике
«Занимательный абакус».
В начале обучения проводится первичная фиксация уровня знаний, где
предлагается задания с арифметическими действиями. Педагог фиксирует
индивидуальные способности ребенка по основным навыкам выполнения задания. В
конце первого года проводится мониторинг по этим же навыкам, что позволят педагогу
проследить динамику уровня усвоения программы на первом году обучения.
Таблица индивидуального мониторинга освоения программы
Ф.И.О._______________________________________________________________________
Возраст______________
Показатели для
мониторинга

Уровень на
начало
учебного года

Уровень на конец
учебного года

Умение работать в тетради (постановка руки при
написании цифр)
Эмоциональная вовлеченность ребенка в
работу на занятии
Знание арифметических знаков (цифры от 0 до 9)
Знание арифметический знаков (числа от 10 до
100 и больше, знак «+», «-»)
Умение считать на счётах –
Абакус (работа двумя
руками, работа пальцами)
Умение совершать арифметические действия
на абакусе и ментально («+», «-»):
цепочка однозначных чисел
цепочка двухзначных чисел
Скорость выполнения задания/ правильность
решения арифметических действий:
на счётах «Абакус»
при ментальном счете (скорость, кол- во чисел)
упражнения на развитие логического мышления
упражнения на глазодвигательную реакцию
взаимодействие с семьей, вовлеченность семьи в
создание развивающей среды, создания
комфортных условий для выполнения домашнего
задания (не более 20 минут в
день).
По каждому критерию выставляются баллы от 1-3, которые суммируются и
определяют общий уровень освоения программы на начало года и конец года, в
зависимости от которого выстраивается индивидуальная траектория для ребенка для
наиболее успешного овладения.
Уровни освоения программы:

1 балл - ДОСТАТОЧНЫЙ – ребёнок пассивен в работе. Не владеет основными
полученными знаниями.
2 балла - СРЕДНИЙ – ребёнку нравится выполнять задания с числами. Ребёнок допускает
ошибки в работе, но исправляет их с небольшой помощью педагога.
3 балла - ВЫСОКИЙ – ребёнок активен при выполнении операции с числами.
Самостоятелен при выполнении заданий.
Данные критерии являются основанием лишь для оценки индивидуального
развития ребенка. Продвижение в развитии каждого ребенка оценивается только
относительно его предшествующих результатов.
6. Методические материалы
Для достижения максимального эффекта в процессе обучения детей скоростному устному
счету, развития концентрации внимания и фотографической памяти предусматривается
применение следующих методов обучения:
 словесного: объяснение, беседа;
 наглядно-иллюстративного: схемы, видеоматериалы, тренажер для
 отработки навыков устного счета, развития памяти и других посредством ПК;
 практического: работа на специальных счетах (абак).
Вводные занятия, итоговые, игровые виды деятельности по темам проводятся в
групповой форме. Упражнения, направленные на функциональную тренировку навыков
скоростного устного счета, воспроизведения зрительной информации и концентрации
внимания предусматривает индивидуальную работу, работу в парах, а также групповую.

Содержание
1. Пояснительная записка

1.1. Цель и задачи программы
1.2. Планируемые результаты освоения программы
1.3. Тематический план

1.
Пояснительная записка
Рабочая программа определяет конкретное содержание по реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности
«Ментальная арифметика» (дети от 5 до 6 лет) с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей данного возраста.
1.1. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, а также
возможностей восприятия и обработки информации, через использование методики
устного счета.
Основные задачи:
1) Развить практические навыки логического мышления обучающихся посредством
задействования совместной работы левого и правого полушарий головного мозга;
2) Сформировать у обучающихся теоретические знания в области ментальной
арифметики;
3) Улучшить зрительную, слуховую и фотографическую память, логики.
4) Повысить способности к концентрации и внимательность;
5) Развить творческий потенциал обучающегося, исходя из е г о природных
способностей;
6) Повысить общий интеллектуальный уровень обучающегося, в том числе интерес
к точным наукам- арифметике и математике.
7) Развить у обучающихся практические навыки: работы на абакусе, фокусировки
внимания при счете (воздействия аудиальное и зрительное, примеры динамические и
статические); ментального счета с отвлекающими факторами.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
После успешного завершения курса «Ментальная арифметика», обучающиеся
смогут:
 повысить эффективность обработки получаемой головным мозгом разносторонней
информации, используя возможности рабочей памяти;
 усовершенствовать навыки устного счета и логического мышления;
 повысить точность и скорость выполнения разнообразных поставленных задач;
 использовать полученные знания в личностном развитии.
У ребенка будут сформированы личностные результаты:
 познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
 готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и
навыки в образовательной деятельности и в повседневной жизни;
 способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи,
соотносить результат действия с поставленной целью;
Ребенок научится:
 принимать и сохранять поставленную задачу и активно включаться в деятельность,
направленную на её решение в сотрудничестве с педагогом и сверстниками;
 планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

№ Название темы
п\п
1) Знакомство с
ментальной
арифметикой

2)

Знакомство с
цифрами 0 и 1

3)

Знакомство с
числом 2

4)

Знакомство с
числом 3

5)

Знакомство с
числом 4

6)

Знакомство с
числом 5

7)

Знакомство с
числом 6

8)

Знакомство с
числом 7

9)

Знакомство с
числом 8

10) Знакомство с

1.3. Тематический план
Содержание
Материалы
занятий
Понятие абакуса.
Демонстрационный
Правила работы с
абакус, карточки 1ним. Постановка
4, пластилин,
рук.
мягкая игрушка.
Знакомство с
Правила для
цифрами (н.ч.
родителей
абака).
История абакуса.
Демонстрационный
Числа и цифры 1-4
абакус, карточки 14, цветные
карандаши,
пластилин, мягкая
игрушка
Отработка практики Демонстрационный
на абакусе.
абакус, карточки 14, цветные
карандаши,
пластилин, мягкая
игрушка
Простое сложение и Демонстрационный
вычитание единиц.
абакус, карточки 14, цветные
карандаши,
пластилин, мягкая
игрушка
Работа двумя
Демонстрационный
руками на счетах.
абакус, карточки 1Комбинации чисел.
4, цветные
карандаши,
пластилин, мягкая
игрушка
Решение примеров
Демонстрационный
на «+» и «-».
абакус, карточки 1Комбинации на
5, цветные
скорость
карандаши,
мягкая игрушка
Отработка навыка.
Демонстрационный
Решение примеров
абакус, карточки 1по формуле
6, цветные
карандаши, мячик
Отработка навыка.
Демонстрационный
Решение примеров
абакус, карточки 1по формуле
7, цветные
карандаши, мячик
Отработка навыка.
Демонстрационный
Решение примеров
абакус, карточки 1по формуле
8, цветные
карандаши, мячик
Отработка навыка.
Демонстрационный

Форма
контроля
Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое

числом 9

Решение примеров
по формуле

абакус, карточки 19, цветные
карандаши,
мячик
11) Простая арифметика Однозначные цифры Демонстрационный
– комбинации,
абакус, карточки 1сопоставление с
9, цветные
написанным числом. карандаши,
Арифметика
мячик
Отработка навыка.
Демонстрационный
12) Маленькие друзья.
Формула +1=+5-4
Решение примеров
абакус, формула на
по формуле
А4 (+1), цветные
карандаши, мячик
Отработка навыка.
Демонстрационный
13) Маленькие друзья.
Формула +2=+5-3
Решение примеров
абакус, формула на
по формуле
А4 (+1, +2)
цветные
карандаши, мячик
Отработка навыка.
Демонстрационный
14) Маленькие друзья.
Формула +3=+5-2
Решение примеров
абакус, формула на
по формуле
А4 (+1, +2, +3)
цветные
карандаши, мячик
Маленькие
друзья.
Отработка
навыка.
Демонстрационный
15)
Формула +4=+5-1.
Решение примеров
абакус, формула на
Закрепление формул по формуле.
А4 (+1, +2, +3, +4)
на «+»
Закрепление
цветные
карандаши, мячик
Отработка навыка.
Демонстрационный
16) Маленькие друзья.
Формула +4=+5-1.
Решение примеров
абакус, формула на
Закрепление
по формуле.
А4 (+1, +2, +3, +4)
формулы +4=+5-1
Закрепление
цветные
карандаши, мячик
Решение примеров в Демонстрационный
17) Формула -1=+4-5
рабочей тетради А
абакус, формула на
12-1
А4 (+1, +2, +3, +4)
цветные
карандаши, мячик
Решение примеров в Демонстрационный
18) Формула -2=+3-5»
рабочей тетради
абакус, формула на
А12-1
А4 (+1, +2, +3, +4, 1) цветные
карандаши, мячик
Демонстрационный
19) Формулы -3=+2-5 и Отработка
-4=+1-5
практического
абакус, формула на
навыка счета по
А4 (-1,-2) цветные
заданным формулам. карандаши, мячик
Решение примеров в
рабочей тетради
А12-1
Закрепление
Демонстрационный
20) Формулы в пятерке
на вычитание
практического
абакус, формула на

наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,

навыка счета по
формулам в
пятерочке на
вычитание
21) Русские счеты

А4 ( -1, -2, -3, -4)
цветные
карандаши, мячик,
вырезанные
ладошки, музыка
«ладошки»
Демонстрационный
абакус, 2 мяча,
лабиринты
Русские счеты,
демонстрационный
абакус, формула на
А4 ( -1, -2, -3, -4),
цветные
карандаши, 2 мяча
Русские счеты,
демонстрационный
абакус, цветные
карандаши, 2 мяча

беседа

Русские счеты,
демонстрационный
абакус, цветные
карандаши, 2 мяча
Русские счеты,
демонстрационный
абакус, поле для
игры «муха» 3х3 , 2
мяча

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Вычисление
примеров с 2значными и
однозначными
числами

Русские счеты,
демонстрационный
абакус, поле для
игры «муха» 3х3 , 2
мяча
Русские счеты,
демонстрационный
абакус, поле для
игры «муха» 3х3 , 2
мяча
Русские счеты,
демонстрационный
абакус, поле и
фишки для игры «2
мухи» 3х3 , 2 мяча

Вычисление
примеров с 2значными и
однозначными
числами

Русские счеты,
демонстрационный
абакус, поле и
фишки для игры «2
мухи» 3х3 , 2 мяча,

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Аналитический счет
на русских счетах

22) Закрепление формул Закрепление
в5
практического
навыка счета по
всем формулам в
пятерочке
23) Автоматизация
формул в 5

24) Понятие
двузначного числа

Отработка
вычисления во всех
формулах в
пятерочке на
скорость
Тренажеры с 2значными числами.

25) Круглые двузначные Арифметика с 2числа
значными
слагаемыми,
оканчивающимися
на
нуль.
26) Круглые двузначные Отработка
числа на скорость
вычислений с 2значными круглыми
слагаемыми на
скорость
Вычисления
27) «Зеркальные»
двузначные числа
«зеркальных» чисел

28) Автоматизация
вычисления
примеров с
двузначными и
однозначными
числами
29) Автоматизация
вычисления
примеров с
двузначными и
однозначными
числами

Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа

30) Большие друзья.
Формула +9=-1+10

Отработка
практического
навыка счета по
заданной формуле.

31) Большие друзья.
Формула +9=-1+10.
Закрепление

Отработка
практического
навыка счета по
заданной формуле.

32) Формула +8=-2+10

Отработка
практического
навыка счета по
заданной формуле.

33) Формула +7=-3+10

Отработка
практического
навыка счета по
заданной формуле

34) Формула +6=-4+10

Отработка
практического
навыка счета по
заданной формуле
Отработка
практического
навыка счета по
заданной формуле

35) Формула +6=-4+10.
Закрепление

36) Формула +5=-5+10

Отработка
практического
навыка счета по
заданной формуле

37) Формула +5=-5+10.
Закрепление

Отработка
практического
навыка счета по
заданной формуле

Демонстрационный
абакус, формулы в
десяточке на А4
(+9), 2 мяча, поле и
фишки для игры «2
мухи»
Демонстрационный
абакус, А 12-2,
формулы в
десяточке на А4
(+9), 2 мяча,
цветные
карандаши, поле и
фишки для игры «2
мухи»
Демонстрационный
абакус, формулы в
десяточке на А4
(+9, +8), маленькие
мячи для
жонглирования,
поле и фишки для
игры «2 мухи»
Демонстрационный
абакус, формулы в
десяточке на А4
(+9, +8, +7), поле и
фишки для игры «2
мухи»
Демонстрационный
абакус, формулы в
десяточке на А4
(+9, +8, +7, +6)
Демонстрационный
абакус, формулы в
десяточке на А4
(+9, +8, +7, +6),
каждому по 2
мячика, поле и
фишки для игры «2
мухи»
Демонстрационный
абакус, формулы в
10 на А4 (+9, +8,
+7, +6, +5), форму
и музыку для
ладошек , мяч
Демонстрационный
абакус, формулы в
10 на А4 (+9, +8,
+7, +6, +5), поле
для мухи 4х4, мяч

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

38) Формула +4=-6+10

Отработка
практического
навыка счета по
заданной формуле

39) Формула +3=-7+10

Отработка
практического
навыка счета по
заданной формуле

40) Формула +2=-8+10

Отработка
практического
навыка счета по
заданной формуле

41) Формула +2=-8+10.
Закрепление

Отработка
практического
навыка счета по
заданной формуле

42) Формула +1=-9+10.
Ментальный счет

Отработка
практического
навыка счета по
заданной
формуле. Введение в
ментальный счет
Отработка
практического
навыка счета по
заданной
формуле. Введение в
ментальный счет
Тренажер 6-100.
Комбинации двумя
руками. Арифметика
на все формулы в
десяточке на
сложение.
Аудиальный
диктант.
Арифметика с
«малыми и
большими
друзьями».
Аудиальный
диктант.
Арифметика с
«малыми и
большими
друзьями».
Ментальный счет

43) Формула +1=-9+10.
Закрепление

44) Автоматизация
формул в десяточке
на сложение

45) Двузначные числа в
выражениях.
Введение.

46) Двузначные числа в
выражениях.
Практика

47) Формула -9=-10+1

Демонстрационный
абакус, формулы в
10 на А4 (+9, +8,
+7, +6, +5), поле
для мухи 4х4, мяч
Демонстрационный
абакус, формулы в
10 на А4 (+9, +8,
+7, +6, +5, +4, +3),
мяч
Демонстрационный
абакус, формулы в
10 на А4 (+9, +8,
+7, +6, +5, +4, +3,
+2), мяч
Демонстрационный
абакус, , формулы
в 10 на А4 (+9, +8,
+7, +6, +5, +4, +3,
+2), поле для мухи
4х4, мяч
Демонстрационный
абакус, формулы в
10 на А4 (+4, +3,
+2, +1), мяч

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Демонстрационный
абакус, формулы в
10 на А4 (+4, +3,
+2, +1), мяч, поле
для мухи 4х4 с
пауком.
Демонстрационный
абакус, 2 мяча,
музыка и
ладошки для игры

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Демонстрационный Педагогическое
абакус, 3 мяча,
наблюдение,
цветные
беседа
карандаши
Демонстрационный Педагогическое
абакус, 3 мяча,
наблюдение,
цветные
беседа
карандаши
Демонстрационный Педагогическое

статический
визуальный,
аудиальный.

48) Формула -8=-10+2

Отработка навыка
счета на абакусе в
новой формуле

49) Формула -7=-10+3

Отработка навыка
счета на абакусе

50) Формула -6=-10+4.
Аттестация на
уровень PRE-12

Отработка примеров
в смешанных
формулах на минус.
Аттестация на
уровень pre-12

51) Формула -5=-10+5

Отработка примеров
в смешанных
формулах на минус

52) Формула -4=-10+6

Отработка примеров
в смешанных
формулах на минус

53) Формула -3=-10+7

Отработка примеров
в смешанных
формулах на минус.

54) Формула -3=-10+7.
Закрепление

Отработка примеров
в смешанных
формулах на минус.

абакус, 3 мяча,
цветные
карандаши,
лабиринты,
распечатанная
формула (-9)
Демонстрационный
абакус, 3 мяча,
цветные
карандаши,
лабиринты,
распечатанные
формулы (-9, -8)
Демонстрационный
абакус, 3 мяча,
цветные
карандаши,
распечатанные
формулы (-9, -8, -7)
Демонстрационный
абакус, 3 мяча,
цветные
карандаши,
распечатанные
формулы (-9, -8,-7 6)
Демонстрационный
абакус, А 12-2, 3
мяча, цветные
карандаши,
распечатанные
формулы (-9, -8,-7 6, -5)
Демонстрационный
абакус, 3 мяча,
цветные
карандаши,
распечатанные
формулы (-9, -8,-7 6, -5, -4)
Демонстрационный
абакус, 3 мяча,
цветные
карандаши,
распечатанные
формулы (-6, -5, -4,
-3)
Демонстрационный
абакус, 3 мяча,
цветные
карандаши, ,
распечатанные

наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

формулы (-6, -5, -4,
-3)
Отработка примеров Демонстрационный
55) Формула -2=-10+8
в смешанных
абакус, 3 мяча,
формулах на минус
цветные
карандаши,
таблица Шульте
5х5, распечатанные
формулы (-6, -5, -4,
-3, -2)
Отработка примеров Демонстрационный
56) Формула -1=-10+9
в смешанных
абакус, 2 мяча,
формулах на минус. цветные
карандаши,
таблица Шульте
5х5, распечатанные
формулы (-6, -5, -4,
-3, -2, -1)
Демонстрационный
57) Закрепление формул Отработка
в 10 на минус
практических
абакус, онлайннавыков. Развитие
платформа, А 12-2,
памяти – зрительной М 12-11, 2 мяча,
и аудиальной.
цветные
карандаши,
таблица Шульте
5х5, распечатанные
формулы (-6, -5, -4,
-3, -2, -1)
58) Закрепление формул Отработка примеров АВ11, М 12-11,
в 10
в смешанных
демонстрационный
формулах на минус
абакус, мяч,
цветные карандаши
Практическая
В11, М 12-11,
59) Аттестация 12
уровень
работа. Отработка во демонстрационный
всех формулах 1 D
абакус, мяч
60) Смешанные
формулы +9=+45+10

Вычисление в
смешанных
формулах

61) Формула +8=+35+10

Вычисление в
смешанных
формулах

62) Формула +7=+25+10

Вычисление в
смешанных
формулах

В11, М 12-11,
демонстрационный
абакус, мячики для
жонглирования,
распечатанная
формула на +9.
В11, М 12-11,
демонстрационный
абакус, карточки
распечатанные
формулы на +9, +8.
В11, М 12-11,
демонстрационный
абакус,
распечатанные
формулы на

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа

63) Формула +6=+15+10

Вычисление в
смешанных
формулах

64) Смешанные
формулы на
сложение.
Автоматизация

Вычисление в
смешанных
формулах

65) Формула -9=-10+5-4

Вычисление в
смешанных
формулах

66) Формула -8=-10+5-3

Вычисление в
смешанных
формулах

67) Формула -7=-10+5-2

Вычисление в
смешанных
формулах

68) Формула -6=-10+5-1

Вычисление в
смешанных
формулах

69) Закрепление
смешанных формул
на минус

Вычисление в
смешанных
формулах

70) Решение во всех
формулах

Вычисление в
смешанных
формулах

71) Аттестация на 11
уровень

Аттестация.
Вычисление 2D во
всех формулах

+9,+8,+7.
В11, М 12-11,
демонстрационный
абакус,
распечатанные
формулы на
+9,+8,+7,+6.
В11, М 12-11,
демонстрационный
абакус,
распечатанные
формулы на
+9,+8,+7,+6.
В11, М 12-11,
демонстрационный
абакус,
распечатанные
формулы на -9.
В11, М 12-11,
демонстрационный
абакус,
распечатанные
формулы на -9, -8.
В11, М 12-11,
демонстрационный
абакус,
распечатанные
формулы на -9, -8, 7.
В11, М 12-11,
демонстрационный
абакус,
распечатанные
формулы на -9, -8, 7, -6.
В11, М 12-11,
демонстрационный
абакус,
распечатанные
формулы на -9, -8, 7, -6, 3
разноцветных
мяча.
В11, М12-11, М 108,
демонстрационный
абакус, поле для
игры «муха» с 3
фишками.
AB11, М 10-8,
демонстрационный
абакус,

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

Педагогическое
наблюдение,
беседа

72) Закрепление всех
формул

Вычисление 2D во
всех формулах

В11, М 10-8,
демонстрационный
абакус,

Педагогическое
наблюдение,
беседа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».