Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Положение по выявлению, поддержке и развитию воспитанников с признаками одаренности

Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 35 «Теремок» комбинированного вида»
ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
БМАДОУ «Детский сад № 35»
протокол от «10» марта 2021г. № 6

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий БМАДОУ «Детский сад№ 35»
А.В. Константинова
приказ от «11» марта 2021г. № 50/1

ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЫЯВЛЕНИИ, ПОДДЕРЖКЕ И РАЗВИТИИ ВОСПИТАННИКОВ
(в том числе дети с ОВЗ и особыми образовательными потребностями)
С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ

ПРИНЯТО:
С учетом мнения Совета родителей
(законных представителей)
Протокол от 10 марта 2021 г. № 3

г.Березовский, 2021

1.1.

1.2.

1.3.

2.1.

2.2.

2.3.
2.4.
2.5.

1. Понятийный аппарат
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения человеком более высоких,
незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по
сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными,
иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для
таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Признаки одарённости – это те особенности одарённого ребёнка, которые
проявляются в его реальной действительности и могут быть оценены на уровне
наблюдения за характером его действий.
2. Общие положения
Настоящее Положение о выявлении, поддержке и развитии воспитанников (в том
числе дети с ОВЗ и особыми образовательными потребностями) с признаками
одаренности (далее - Положение) в Березовском муниципальном автономном
дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 35 «Теремок»
комбинированного вида» (далее – Образовательная организация) определяет цели,
задачи, порядок выявления, поддержки и развития воспитанников (в том числе
дети с ОВЗ и особыми образовательными потребностями) (далее – воспитанники с
признаками одаренности) с признаками одаренности, а также основные
направления деятельности в работе с ними.
Настоящее положение разработано на основании:
 Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки от
17 октября 2013 г. № 1155;
 Концепция общенациональной системы выявление и развития молодых
талантов, утвержденная президентом РФ 3 апреля 2012 года;
 Постановление правительства РФ от 17 ноября 2015 года № 1239 «Об
утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся
способности, и сопровождение их дальнейшего развития».
Срок настоящего Положения не ограничен и действует до принятия нового.
Настоящее положение утверждается заведующим Образовательной организации,
принимается Педагогическим советом с учетом мнения Совета родителей.
Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Педагогическим
советом с учетом мнения Совета родителей и утверждается приказом заведующего
Образовательной организации.

2

3.1.

3.2.

4.1.

3. Цели и задачи
Цель: создание оптимальных условий в Образовательной организации,
обеспечивающих выявление, поддержку и развитие воспитанников с признаками
одаренности, реализацию их потенциальных возможностей.
Задачи:
 своевременное выявление воспитанников с признаками одаренности и
систематическое ведение банка данных воспитанников;
 определение и конкретизация специальных условий для поддержки и
развития одаренностей воспитанников с учетом их индивидуальных
возможностей;
 обеспечение психолого-педагогического сопровождения воспитанников с
признаками одаренности;
 предоставление возможности участия воспитанников с признаками
одаренности в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах и др.
различного уровня;
 консультирование участников образовательных отношений по вопросам
выявления, поддержки и развития воспитанников с признаками
одаренности.

4. Основные направления деятельности по выявлению, поддержки
и развитию воспитанников с признаками одаренности
Основными направлениями деятельности по выявлению, поддержки и развитию
воспитанников с признаками одаренности в Образовательной организации
являются:
4.1.1. Диагностическое направление:
 сбор информации о воспитаннике/ах из четырех основных
источников: педагоги, педагоги-психологи, родители и сами
воспитанники;
 изучение индивидуальных и личностных особенностей воспитанников
с признаками одаренности, уточнение полученной информации;
 определение вида одаренности;
 самостоятельный мотивированный выбор воспитанником сферы
применения своих способностей, соответствующий специфике
проявления одаренности;
 составление и систематическое ведение банка данных воспитанников
с признаками одаренности;
 проведение ежегодного мониторинга достижений воспитанников с
признаками одаренности.
4.1.2. Развивающее направление:
 определение и конкретизация оптимальных условий по поддержке и
развитию воспитанников с признаками одаренности, составление
рекомендаций по их психолого-педагогическому сопровождению;

3

 разработка индивидуального маршрута развития воспитанника с
признаками одаренности;
 организация участия воспитанников с признаками одаренности в
конкурсах, фестивалях, олимпиадах, выставках и др. различного
уровня;
 активное использование современных педагогических технологий в
организации работы с воспитанниками;
 осуществление сетевого взаимодействия с другими образовательными
организациями в том числе и организациями дополнительного
образования в поддержке и развитии воспитанников с признаками
одаренности.
4.1.3. Информационно-просветительское:
 психолого-педагогическое
просвещение
всех
субъектов
образовательного процесса;
 разработка рекомендаций для родителей по развитию одаренного
ребенка

5.1.

5.2.

5.3.

5. Порядок выявления воспитанников с признаками одаренности
Выявление особенностей основных компонентов детской одаренности проводится
на основе наблюдения и изучения психологических особенностей воспитанников в
три этапа:
 1 этап (сентябрь) – проведение педагогической диагностики в соответствии
с основной общеобразовательной программой – образовательной
программой дошкольного образования «Детский сад № 35» (наблюдение за
ребенком в разных видах деятельности; анализ продуктов детской
деятельности).
 2 этап (октябрь) – анализ результатов педагогической диагностики,
наблюдений воспитателей и анкетирования родителей воспитанников. По
оценке взрослых выделяются воспитанники с признаками одаренности.
 3 этап (октябрь) – организуется индивидуальное обследование
воспитанников
с
признаками
одаренности
(беседы,
интервью,
диагностические анкеты, тесты). Уточняется желание и интерес
воспитанников к определенной деятельности.
С целью выявления способностей воспитанников в детском саду также
используются формы работы, в которых проявляется детская одаренность:
 конкурсы-выставки детского творчества разной тематики;
 выставки самостоятельных творческих работ воспитанников;
 музыкальные праздники и фестивали;
 спортивные соревнования по разным видам спорта;
 поэтические и литературные гостиные;
 викторины, интеллектуальные игры.
Принципы, которыми руководствуются педагоги Образовательной организации
при выявлении воспитанников с признаками одаренности:
4

5.4.

5.5.

5.6.

6.1.

6.2.

6.3.

 комплексный характер оценивания разных сторон деятельности
воспитанников, позволяющий использовать различные источники
информации и охватить более широкий спектр его способностей;
 развернутое во времени наблюдение за поведением данного воспитанника
в разных ситуациях;
 анализ поведения воспитанника в тех сферах деятельности, которые в
максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
 подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов
высшей квалификации в соответствующей предметной области
деятельности (математиков, музыкантов, шахматистов, художников и т. д.);
 принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей
для проявления личности;
 принцип принятия всех продуктов творчества детей, независимо от их
формы, содержания и качества.
Условно по результатам обследования выделяются три категории одаренных детей:
 дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при
прочих равных условиях, являющиеся источниками новых и оригинальных
идей;
 дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной
области детской деятельности, искусства, спорта и др. видах деятельности;
 дети, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью
психического склада, незаурядными умственными резервами в различных
областях, «маленькие академики».
Полученная информация на следующих этапах развития воспитанника
используется при принятии решения о возможностях его включения в обычные
занятия или в группы специальных дополнительных или парциальных программ.
При проведении практических исследований педагоги детского сада учитывают,
что выявление воспитанников с признаками одаренности – достаточно
продолжительный процесс, связанный с динамикой их развития, и его эффективное
осуществление невозможно посредством одноразовой процедуры тестирования.

6. Порядок поддержки и развития воспитанников с признаками одаренности
Поддержка и развитие воспитанников с признаками одаренности осуществляется
через систему деятельности, обеспечивающую создание оптимальных условий для
развития и самореализации воспитанника, достижения им значимых результатов.
Система деятельности включает в себя:

Психолого-педагогическое сопровождение;

Создание развивающей предметно-пространственной среды в
Образовательной организации;

Формирование
готовности
педагогов
Образовательной
организации к реализации образовательной работы с
воспитанниками с признаками одаренности.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с признаками
одаренности осуществляется через:
5



6.4.

6.5.

составление индивидуального маршрута развития воспитанника
с признаками одаренности;

помощь воспитанникам с признаками одаренности в
самореализации их творческой направленности: индивидуальные
творческие задания с использованием современных технологий
(проблемной, эвристической, развивающей и пр.);

организация проектной деятельности (индивидуальные проекты);

участие в конкурсах, фестивалях, олимпиадах различного
уровня.
Для развития способностей воспитанников
развивающая предметнопространственная среда в Образовательной организации, созданная педагогами,
должна обладать следующими особенностями:

многовариативность обеспечивает возможность множества путей
решения;

наличие образцов креативного поведения и его результатов;

предметно-информационное обогащение среды предполагает
наличие необходимого материального и информационного
ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде,
возможность любого их использования;

активизация трансформационных возможностей предметнопространственной среды – способность к разным, неожиданным
преобразованиям;

гибкость в использовании времени, средств и материалов
предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление
детям возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать
время, последовательность, способы ее решения;

сочетание индивидуальной игровой и исследовательской
деятельности с ее коллективными формами;
Для формирования готовности педагогов Образовательной организации к
реализации образовательной работы с воспитанниками с признаками одаренности
старший воспитатель и методист организуют: курсы повышения квалификации;
мастер-классы, методические объединения, создание творческих групп; создание
банка методического обеспечения др.

Подписано цифровой подписью:
КОНСТАНТИНОВА АЛЕВТИНА ВИКТОРОВНА
DN: cn=КОНСТАНТИНОВА АЛЕВТИНА
ВИКТОРОВНА, o=БЕРЕЗОВСКОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД
№ 35 "ТЕРЕМОК" КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА",
ou=ЗАВЕДУЮЩИЙ , email=bgo_dou35@mail.ru,
c=RU
Дата: 2021.04.30 14:13:01 +05'00'
6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».