Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35 «Теремок» комбинированного вида» ПРИНЯТО: Педагогическим советом БМАДОУ «Детский сад № 35» протокол от «10» марта 2021г. № 6 УТВЕРЖДАЮ: Заведующий БМАДОУ «Детский сад№ 35» А.В. Константинова приказ от «11» марта 2021г. № 50/1 ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫЯВЛЕНИИ, ПОДДЕРЖКЕ И РАЗВИТИИ ВОСПИТАННИКОВ (в том числе дети с ОВЗ и особыми образовательными потребностями) С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ ПРИНЯТО: С учетом мнения Совета родителей (законных представителей) Протокол от 10 марта 2021 г. № 3 г.Березовский, 2021 1.1. 1.2. 1.3. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 1. Понятийный аппарат Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Признаки одарённости – это те особенности одарённого ребёнка, которые проявляются в его реальной действительности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. 2. Общие положения Настоящее Положение о выявлении, поддержке и развитии воспитанников (в том числе дети с ОВЗ и особыми образовательными потребностями) с признаками одаренности (далее - Положение) в Березовском муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 35 «Теремок» комбинированного вида» (далее – Образовательная организация) определяет цели, задачи, порядок выявления, поддержки и развития воспитанников (в том числе дети с ОВЗ и особыми образовательными потребностями) (далее – воспитанники с признаками одаренности) с признаками одаренности, а также основные направления деятельности в работе с ними. Настоящее положение разработано на основании: Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г. № 1155; Концепция общенациональной системы выявление и развития молодых талантов, утвержденная президентом РФ 3 апреля 2012 года; Постановление правительства РФ от 17 ноября 2015 года № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, и сопровождение их дальнейшего развития». Срок настоящего Положения не ограничен и действует до принятия нового. Настоящее положение утверждается заведующим Образовательной организации, принимается Педагогическим советом с учетом мнения Совета родителей. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Педагогическим советом с учетом мнения Совета родителей и утверждается приказом заведующего Образовательной организации. 2 3.1. 3.2. 4.1. 3. Цели и задачи Цель: создание оптимальных условий в Образовательной организации, обеспечивающих выявление, поддержку и развитие воспитанников с признаками одаренности, реализацию их потенциальных возможностей. Задачи: своевременное выявление воспитанников с признаками одаренности и систематическое ведение банка данных воспитанников; определение и конкретизация специальных условий для поддержки и развития одаренностей воспитанников с учетом их индивидуальных возможностей; обеспечение психолого-педагогического сопровождения воспитанников с признаками одаренности; предоставление возможности участия воспитанников с признаками одаренности в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах и др. различного уровня; консультирование участников образовательных отношений по вопросам выявления, поддержки и развития воспитанников с признаками одаренности. 4. Основные направления деятельности по выявлению, поддержки и развитию воспитанников с признаками одаренности Основными направлениями деятельности по выявлению, поддержки и развитию воспитанников с признаками одаренности в Образовательной организации являются: 4.1.1. Диагностическое направление: сбор информации о воспитаннике/ах из четырех основных источников: педагоги, педагоги-психологи, родители и сами воспитанники; изучение индивидуальных и личностных особенностей воспитанников с признаками одаренности, уточнение полученной информации; определение вида одаренности; самостоятельный мотивированный выбор воспитанником сферы применения своих способностей, соответствующий специфике проявления одаренности; составление и систематическое ведение банка данных воспитанников с признаками одаренности; проведение ежегодного мониторинга достижений воспитанников с признаками одаренности. 4.1.2. Развивающее направление: определение и конкретизация оптимальных условий по поддержке и развитию воспитанников с признаками одаренности, составление рекомендаций по их психолого-педагогическому сопровождению; 3 разработка индивидуального маршрута развития воспитанника с признаками одаренности; организация участия воспитанников с признаками одаренности в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, выставках и др. различного уровня; активное использование современных педагогических технологий в организации работы с воспитанниками; осуществление сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями в том числе и организациями дополнительного образования в поддержке и развитии воспитанников с признаками одаренности. 4.1.3. Информационно-просветительское: психолого-педагогическое просвещение всех субъектов образовательного процесса; разработка рекомендаций для родителей по развитию одаренного ребенка 5.1. 5.2. 5.3. 5. Порядок выявления воспитанников с признаками одаренности Выявление особенностей основных компонентов детской одаренности проводится на основе наблюдения и изучения психологических особенностей воспитанников в три этапа: 1 этап (сентябрь) – проведение педагогической диагностики в соответствии с основной общеобразовательной программой – образовательной программой дошкольного образования «Детский сад № 35» (наблюдение за ребенком в разных видах деятельности; анализ продуктов детской деятельности). 2 этап (октябрь) – анализ результатов педагогической диагностики, наблюдений воспитателей и анкетирования родителей воспитанников. По оценке взрослых выделяются воспитанники с признаками одаренности. 3 этап (октябрь) – организуется индивидуальное обследование воспитанников с признаками одаренности (беседы, интервью, диагностические анкеты, тесты). Уточняется желание и интерес воспитанников к определенной деятельности. С целью выявления способностей воспитанников в детском саду также используются формы работы, в которых проявляется детская одаренность: конкурсы-выставки детского творчества разной тематики; выставки самостоятельных творческих работ воспитанников; музыкальные праздники и фестивали; спортивные соревнования по разным видам спорта; поэтические и литературные гостиные; викторины, интеллектуальные игры. Принципы, которыми руководствуются педагоги Образовательной организации при выявлении воспитанников с признаками одаренности: 4 5.4. 5.5. 5.6. 6.1. 6.2. 6.3. комплексный характер оценивания разных сторон деятельности воспитанников, позволяющий использовать различные источники информации и охватить более широкий спектр его способностей; развернутое во времени наблюдение за поведением данного воспитанника в разных ситуациях; анализ поведения воспитанника в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам; подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, музыкантов, шахматистов, художников и т. д.); принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для проявления личности; принцип принятия всех продуктов творчества детей, независимо от их формы, содержания и качества. Условно по результатам обследования выделяются три категории одаренных детей: дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях, являющиеся источниками новых и оригинальных идей; дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области детской деятельности, искусства, спорта и др. видах деятельности; дети, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами в различных областях, «маленькие академики». Полученная информация на следующих этапах развития воспитанника используется при принятии решения о возможностях его включения в обычные занятия или в группы специальных дополнительных или парциальных программ. При проведении практических исследований педагоги детского сада учитывают, что выявление воспитанников с признаками одаренности – достаточно продолжительный процесс, связанный с динамикой их развития, и его эффективное осуществление невозможно посредством одноразовой процедуры тестирования. 6. Порядок поддержки и развития воспитанников с признаками одаренности Поддержка и развитие воспитанников с признаками одаренности осуществляется через систему деятельности, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития и самореализации воспитанника, достижения им значимых результатов. Система деятельности включает в себя: Психолого-педагогическое сопровождение; Создание развивающей предметно-пространственной среды в Образовательной организации; Формирование готовности педагогов Образовательной организации к реализации образовательной работы с воспитанниками с признаками одаренности. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с признаками одаренности осуществляется через: 5 6.4. 6.5. составление индивидуального маршрута развития воспитанника с признаками одаренности; помощь воспитанникам с признаками одаренности в самореализации их творческой направленности: индивидуальные творческие задания с использованием современных технологий (проблемной, эвристической, развивающей и пр.); организация проектной деятельности (индивидуальные проекты); участие в конкурсах, фестивалях, олимпиадах различного уровня. Для развития способностей воспитанников развивающая предметнопространственная среда в Образовательной организации, созданная педагогами, должна обладать следующими особенностями: многовариативность обеспечивает возможность множества путей решения; наличие образцов креативного поведения и его результатов; предметно-информационное обогащение среды предполагает наличие необходимого материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования; активизация трансформационных возможностей предметнопространственной среды – способность к разным, неожиданным преобразованиям; гибкость в использовании времени, средств и материалов предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление детям возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения; сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами; Для формирования готовности педагогов Образовательной организации к реализации образовательной работы с воспитанниками с признаками одаренности старший воспитатель и методист организуют: курсы повышения квалификации; мастер-классы, методические объединения, создание творческих групп; создание банка методического обеспечения др. Подписано цифровой подписью: КОНСТАНТИНОВА АЛЕВТИНА ВИКТОРОВНА DN: cn=КОНСТАНТИНОВА АЛЕВТИНА ВИКТОРОВНА, o=БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 35 "ТЕРЕМОК" КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА", ou=ЗАВЕДУЮЩИЙ , email=bgo_dou35@mail.ru, c=RU Дата: 2021.04.30 14:13:01 +05'00' 6